Поиск
| ||
| ||
Статьи и обзоры |
«Главное, на чем держится бизнес, это доверие»
24.03.2022
Елена Астафьева О текущей ситуации на рынке и о позиции компании ОКТРОН Интервью с генеральным директором компании ОКТРОН Андреем СкворцовымIDE: Сейчас, когда российский рынок покидают многие западные вендоры, которые вели у нас бизнес не один десяток лет, как чувствует себя компания ОКТРОН? Ключевые бренды, с которыми с самого начала работает компания ОКТРОН, представляют в основном китайских производителей. Мы долгое время принципиально ориентировались на Китай, отдавая предпочтение китайским производителям, потому что понимали, что текущая ситуация в мире рано или поздно приведет к тому, что на российском рынке фактически останутся только два импортных источника высокотехнологических продуктов. Это Китай и, возможно, спустя какое-то время, Германия. Выстраивая бизнес компании ОКТРОН, я ориентировался на то, чтобы в условиях грядущего кризиса иметь возможность поддержать российских потребителей, когда американские и европейские производители уйдут с нашего рынка. Понимание этого пришло давно. Еще работая в предыдущих компаниях, я говорил об этом коллегам. К сожалению, вижу сейчас, что не многие это услышали. Кроме того, конечно, существовали обязательства перед вендорами, и текущий оборот делал непривлекательным продвижение какого-то «непонятного» продукта. «Непонятного» в том смысле, что были уже проверенные временем известные мировые бренды, которые работали давно, а главное, на рынке существовал стереотип в отношении китайской продукции, который было трудно ломать. И даже то, что потребитель получал оборудование на тестирование, и даже после длительной успешной эксплуатации, изменить общую ментальность зачастую было трудно. Потребители считали, что пока есть возможность покупать европейские и американские продукты, нет смысла смотреть в сторону китайских брендов. Единственными аргументами, которые могли мотивировать приобретать китайские устройства, была более низкая цена или существование каких-то особенных возможностей и технологий, каких-то уникальных конфигураций опять же по меньшей цене. Если мы, к примеру, рассмотрим уникальные конфигурации в UFH RFID, то западные производители имели ценник иногда в два раза выше, чем Китай. При этом, игроками рынка прежде всего отдавалось предпочтение дешевому, но не очень качественному железу. Стремление китайских производителей повышать качество и потребительские свойства не оценивалось по достоинству рынком. Когда мы выбирали производителей, для нас было важно именно качество. Лозунг руководителя компании Сhainway, с которой мы работаем, Ван Тао: «Мы не хотим быть самыми дешевыми, мы хотим быть лучшими». Этот лозунг объясняет, почему Chainway не идет на удешевление продукта за счет снижения его качества ради того, чтобы выигрывать в конкурсах, в которых участвуют китайские производители с более жесткой и агрессивной ценовой политикой. Благодаря такой позиции, компания Chainway известна тем, что ее продукция имеет качественный дизайн, надежность, широкий набор функций и долгий срок службы. Мы имеем достаточно много крупных проектов, в которых наши устройства проработали уже несколько лет без всяких нареканий со стороны клиента. За все время пришедших в ремонт устройств ничтожное количество. При том, что у нас есть партнерские сервисные организации, мы фактически все ремонты выполняем своими силами, на базе собственного сервисного центра. И наш сервисный центр развивается с большей скоростью, чем растет потребность в ремонтах. Знаю, что есть компании, которые шли за китайским оборудованием только ради цены. И в этом случае они не заботились о качестве. Не все, но многие. Поскольку цена была ключевым фактором выбора Китая, качество было вторичным. Но на случай, если бы вдруг, как сейчас, рынок оказался пустым, нужно было, чтобы кто-то предлагал такие технологии, как у Chainway. Мы сделали Chainway хороший имидж до этих событий, и сейчас на продукты этого бренда с удовольствием переходят достаточно крупные компании. IDE: Можем ли мы говорить о том, что в последние годы китайские бренды потихоньку вытесняли американские и европейские продукты? В какой-то степени да. Это больше происходило по нишам. В некоторых нишах китайские продукты успешно вытесняли западные. В каких-то нишах, и достаточно больших нишах, американские и европейские продукты имели очень устойчивые позиции. В первую очередь, это касается складов. Если говорить про промышленность, то здесь в последние годы, во многих случаях, предпочитались китайские продукты. Хотя те компании, которые эксплуатируют старые решения, оставались и остаются на прежних брендах. Основная тому причина – это то, что устройства работали на Windows Mobile, а перенос программного обеспечения на Android задача нетривиальная. Переписывать продукт на Android – это дорого, сложно и требует времени. Поэтому компании не спешили переходить на Android и продолжали покупать устройства на Windows Mobile. Со временем Windows сам по себе ушел с рынка и ситуация изменилась – стали востребованы устройства на Android. Устройства Chainway работают на Android. Но у нас уже есть опыт работы на «Авроре» (изначально Sailfish). Есть возможность поставить на Chainway и другие операционные системы. IDE: Если в свете текущих событий возникнут сложности с операционной системой Android? Что тогда? Какие есть решения? Если говорить о возможных сложностях с операционной системой Android, то теоретически они могут возникнуть только с PlayMarket. Нужно понимать, что терминал сбора данных – это не то же самое, что смартфон. Обновления операционной системы не происходит автоматически и невозможно руками самого пользователя. Кроме того, в качестве альтернативы PlayMarket, есть еще и платформа Huawei AppGallery, которая вполне замечательно работает и предоставляет те же самые возможности. Об отключении Android можно особо не беспокоиться. И маловероятно, что Android на терминалах сбора данных вдруг перестанет работать. Нужно также понимать, что Android, который мы получаем из Китая, это не тот же самый Android, который приходит с Запада. Важно обратить внимание, что общие вопросы безопасности в отношении устройств на Android такие же, как и в отношении любого IT оборудования. Вообще, Китай живет в такой реальности, в какой мы оказались сейчас, давно. У них давно нет Google. И Android в Китае – это Android, который существует в условиях изоляции от Google. В Китае уже давно не работает Facebook, давно не работает Instagram и WhatsApp. Есть еще один важный момент, на который я хочу сделать акцент. У нас есть российские операционные системы для мобильных платформ. Это «Аврора», которая разрабатывалась в рамках большого проекта с длинной историей. Она предлагает много интересных функций и сервисов – ей есть, чем порадовать пользователей. Есть Astra Linux. Я считаю, что поддерживать российского производителя и российские операционные системы необходимо. Как показала жизнь, своя отечественная операционная система – это вопрос безопасности новых продуктов. IDE: RFID устройства Chainway делаются на базе Impinj. Не могут ли в связи с этим возникнуть проблемы с поставкой этих устройств в Россию? Говорить, что Chainway делается на базе Impinj не совсем корректно. Chainway самостоятельно делает свои модули RFID на китайской электронике, используя процессор Impinj. А вот сканирующие модули, которые используются в устройствах Chainway – это, преимущественно, сканирующие модули Zebra. Да, сейчас Chainway делает RFID на базе процессора Impinj, но компания много вкладывает в разработку собственного процессора UHF RFID. Также и сканеров, и других компонентов. Chainway и некоторые другие китайские компании, являются важными партнерами Impinj, и сам он вряд ли захочет потерять большой рынок китайских производителей. Если это случится, например, как следствие экономической блокады против Китая, Impinj просто прекратит свое существование. В мире сейчас стратегическое преимущество не у производителей, а у потребителей. IDE: Сейчас многие компании испытывают проблемы, связанные с логистикой. Как обстоят дела у компании ОКТРОН? Если говорить про сроки производства продуктов Chainway, то на удивление, даже в период острого дефицита чипов, у нас не было никаких задержек. Единственное, было незначительное колебание цены. Производитель был вынужден корректировать цену, чтобы сохранить сроки производства. То есть, в условиях дефицита чипов, Chainway не мог значительно снижать цену для больших проектов. В настоящий момент сроки производства могут увеличиваться по двум причинам. Первая – это, к сожалению, никуда не девшийся ковид. В Китае принимаются достаточно жесткие меры при проявлении каких-либо симптомов ковида у населения. В случае проявления симптомов народ изолируется на какое-то количество дней, что соответственно задерживает производство на срок в районе недели. И вторая причина - сложности с обеспечением необходимого количества комплектующих для резко выросшего объема производства. То есть, если мы выходим за пределы объемов, которые являются для Chainway регулярными, то возможна задержка с обеспечением материалами и комплектующими. Для больших объемов срок поставки может увеличиться приблизительно на один месяц. IDE: В условиях выросшего спроса на китайскую продукцию возможны ли более существенные задержки? Все относительно. Если говорить про западных производителей, то у них последнее время срок поставки мог обозначаться и год. На этом фоне, даже если мы добавим 4-5 недель, это, можно сказать, не задержка. Во-первых, мы достаточно быстро возим. У нас полностью прозрачная логистика – мы не используем никаких схем для оптимизации цен, что позволяет нам доставлять оборудование оперативно. Поэтому даже при внутренних задержках мы все равно всегда были конкурентными по срокам поставки с американцами и европейцами. В нашей логистике сейчас ничего не изменилось. Может несколько вырасти стоимость логистики, в силу общей сложности ситуации в транспорте. Надеемся, что сможем этого избежать. IDE: Мы в основном говорили о компании Chainway. А что с другими брендами, которые представляет ОКТРОН? Безусловно, резко возрос спрос на все остальные наши продукты. Термопринтеры Postek пользуются очень высоким спросом. Вся широкая линейка этого производителя имеет своё применение в России, и мы планируем скоро представить новые модели на выставке. Также, у нас вырос спрос на карточные принтеры Seaory. До недавнего времени рынок проявлял пассивность по отношению к оборудованию этого бренда. Это и понятно. Существовали другие бренды, к которым рынок уже привык. И даже несмотря на то, что Seaory обладает очень качественными устройствами и хорошей ценой, народ не спешил их продвигать. Наши инженеры, которые знают все представленное на российском рынке железо изнутри, отмечают, что Seaory – очень качественные принтеры. Но до сих пор то, что это качественные принтеры, не имело никакого значения. Потому что рынок очень инерционен. Это касается любых китайских продуктов. И так на всех рынках. Глобальные европейские и американские корпорации здесь у нас сидели достаточно крепко и давно. Сейчас, когда на рынке почти не осталось принтеров пластиковых карт, Seaory резко взлетел. IDE: Что изменилось в работе компании ОКТРОН с партнерами в связи со сложившейся финансово-экономической ситуацией, и как Вы видите будущее рынка? К сожалению, в условиях кризиса уровень доверия к компаниям незначительный. Поэтому, естественно, кредитование мы пока приостановили. Надеюсь, что это временная мера, пока рынок не стабилизируется. Цены у нас всегда были в той валюте, в которой нам формулирует цену производитель, и мы сохраняем тот же самый алгоритм расчета, который был до текущих событий. Цены мы не повышаем. Но поскольку производитель за рубежом, то курсовая разница, безусловно, влияет на цены в рублях. Однако, мы всё больше видим необходимость и возможности отказаться от долларов в своём прайс-листе. Следует учесть, что западные производители торговали по достаточно высоким ценам. И сейчас цена в рублях продукции, которую мы представляем, может оказаться на близком уровне. В этой связи, для многих потребителей общий бюджет расходов может вырасти незначительно. Главное, на чем строится и держится бизнес, это доверие. Это то, что является ключевым фактором выбора того или иного вендора. Цена, это уже второй фактор. Тот демарш, который сейчас продемонстрировали европейские и американские компании, это то, что очень сильно подрывает к ним доверие. В некоторых случаях они не только прекратили поставки, но и прекратили действие лицензий, обнулили устройства. И, как следствие, некоторые сервисы достаточно крупных компаний просто упали – прекратили функционировать. Это, безусловно, показатель того, что компании, уходя с российского рынка, не беспокоились о сохранении доверия к себе, не беспокоились о будущем. То есть компании, когда уходили, уходили навсегда. Если говорить о компании ОКТРОН, то мы как раз сделали ключевым для своего развития фактор доверия. Доверия нашим производителям и доверия наших партнеров ОКТРОНУ. Это касается того, какие сервисы мы предоставляем, как мы их предоставляем, и того, как мы работаем со своими партнерами. Я считаю, что поскольку вся финансовая выручка, которую получает компания, привязана к тому уровню доверия, который она имеет на рынке, обозримое будущее российского рынка будет связано далеко не с западными компаниями. Подписывайтесь на наши новости в Telegram: https://t.me/idexpert Читайте нас на VK: https://vk.com/idexpert_ru Рейтинг статьи
Оставить комментарий
Материалы по теме:
Статьи и обзоры
Новости рынка и технологий
Продукты автоматической идентификации
Все продукты >>> |
Проекты и решенияСобытияОпросКомментарии |
© 2009, ID-EXPERT Cообщество профессионалов в области ID Является средством массовой информации (18+) Разработка сайта "Агентство АСДК" |
|